А.О.: В конце ноября мною была закончена книга «Черные дни Белого дома». Она посвящена разгону парламента в 1993 г. Я использовал не только опубликованные воспоминания участников тех событий, но и сам записал свидетельства около 50 человек, начиная от рядовых баррикадников и кончая Р.И. Хасбулатовым.
А.В.: Что же привлекло Вас к этим событиям через 14 лет после кровавой бойни в Москве?
А.О.: Прежде всего меня интересовало, был ли это мятеж или провокация. Сейчас я могу с полной уверенностью сказать, что расстрел Дома Советов - это провокация, организованная под руководством Ельцина. Было спровоцировано всё: и поход демонстрантов 3 октября 1993 г. от Октябрьской площади к Дому Советов, и прорыв его блокады, и бросок на Останкино, куда с половины четвертого до часу ночи, как в кровавую мясорубку, было направлены две пешие колонны и не менее пяти автомобильных колонн. Сторонников парламента пытались заманить даже на штурм Кремля. Уже было начато формирование ударной группы.
А.В.: Из-за чего же, по Вашему мнению, шла борьба? Ведь Ельцин, Руцкой и Хасбулатов еще совсем недавно были союзниками в деле развала СССР?
А.О.: На мой взгляд, здесь следует иметь в виду два обстоятельства. Прежде всего борьба между Кремлем и «Белым домом» развернулась вокруг приватизации. Тот вариант, который отстаивал Верховный Совет России, предполагал сохранение за государством командных высот в экономике. Тот вариант, который под диктовку американских советников был подготовлен Чубайсом, предполагал полную приватизацию или, как тогда говорили, приватизацию «под нуль». Вторым яблоком раздора был договор о сокращении ядерных вооружений СНВ-2, которым США навязали невыгодные для России условия. Подписание этого договора сопровождалось так называемой «урановой сделкой», по которой администрация Ельцина брала на себя обязательство продать США 550 тонн обогащенного урана, что составляло примерно 80% имевшегося на тот момент в нашей стране, причем за спиной Верховного совета и почти задаром.
А.В.: Какое место в Вашей книге занимает Борис Николаевич Ельцин и как Вы оцениваете его личность?
А.О.: Ельцин в моей новой книге - хотя и не главный, но один из центральных персонажей. Что касается оценки его исторической роли, то прежде всего не могу не отметить того поразительного лицемерия и лжи, которые совсем недавно продемонстрировали в связи с его смертью многие наши ведущие общественные деятели. Подчеркиваю: ложь и лицемерие.
Неужели они забыли, как в 1990 г. Борис Николаевич вместе с лидерами Межрегиональной депутатской группы ратовал не только за ликвидацию СССР, но и за расчленение России?
Неужели они забыли, что на его совести шоковая терапия, в результате которой были в буквальном смысле обобраны десятки миллионов людей, в одночасье лишившиеся своих сбережений?
На его совести грабительская приватизация, когда за копейки ничтожная кучка людей прибрала к свои рукам не только то, что создавалось поколениями советских людей, но и наши общие природные богатства.
На его совести разрушение нашей экономики, разрушение культуры, в том числе науки и образования. По некоторым расчетам, этот ущерб сопоставим с тем ущербом, который понесла наша страна в годы Великой Отечественной войны.
Именно он привел нашу страну к финансовому банкротству и установлению внешнего управления над нашим внешним долгом, что фактически означает превращение России в полуколонию.
Результатом его политики стало падение рождаемости и рост смертности населения, сокращение численности населения и продолжительности жизни.
Именно он в одностороннем порядке разрушил армию и заключил печально знаменитую «урановую сделку».
По его приказу в 1993 г. был расстрелян парламент и заложены основы той «демократии», плоды которой мы пожинаем.
И это еще не все. Вспомним хотя бы Чечню, заполонившее все структуры власти и даже систему образования взяточничества, сотни тысяч бездомных детей, рост проституции и наркомании.
А.В.: Невольно закрадывается предположение, что героем Вашей следующей книги окажется Горбачев.
А.О.: Да, именно Михаил Сергеевич Горбачев. Хочу написать книгу о перестройке. Но об этой книге говорить пока еще рано.
Александр Владимирович Островский (Выдающийся историк. Доктор исторических наук, доцент)
9/25/07
Газета «НОВЫЙ ПЕТЕРБУРГЪ», №27
#Момент_истории #эРэФия